Борис Ковзан
08 Апр 2013 | Просмотров: 5752
Борис Ковзан
7 апреля 1922 - 30 августа 1985
летчик-истребитель, Герой Советского союза
страна: СССР
Ковзан Борис Иванович — родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Окончил 8 классов в городе Бобруйске. В 17 лет вступил в ряды Красной армии и окончил военную авиационную школу пилотов в 1940 году.
В 1940 году, в возрасте 18 лет начал служить в 160-м истребительном авиаполку ВВС Белорусского особого военного округа.
Воздушный таран
Таран — это прием боя, заключающийся в выведении из строя техники противника путём столкновения с ним.
Воздушный таран — явление из ряда вон выходящее! Не стоит говорить о том, что на огромной высоте, на высоких скоростях крайне сложно попасть своим летательным аппаратом в противника. Это требует виртуозного мастерства пилота. Самым удивительным является то, что насколько искусно не был бы выполнен этот манёвр, всегда сохраняется угроза жизни атакующего пилота.
До начала Второй Мировой имелись лишь единичные случаи применения тарана, а большинство пилотов после этого погибали.
Воздушные бои Ковзана
29 октября 1941 года Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с четверыми Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 метров обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти с полученными сведениями, Ковзан решил таранить. Он зашел «юнкерсу» сзади снизу и уровнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. «Юнкерс», кувыркаясь, пошёл к земле и разбился. Ковзан же произвёл посадку на своём аэродроме.
21 февраля 1942 года младший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника Ю-88, а затем произвёл посадку на повреждённом самолёте.
9 июля 1942 года в районе деревни Мятуново Лобницкого района Новгородской области в воздушном бою на том же самолёте на встречном курсе таранил ударом плоскости вражеский истребитель Ме-109ф. Совершил благополучную посадку на повреждённом самолёте.
Борис Иванович рассказывал:
«Когда таранил врага третий раз, мой самолёт уже имел несколько пробоин, но всё ещё слушался меня. Немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом, но тот запутался в обломках вспыхнувшего самолёта… Я же, кое — как, но сел на разбитой машине. Жители деревни Демьяник, над которой проходил бой, наблюдали за поединком. Детишки гурьбой подбежали ко мне: «Дядечка, дядечка…» Какой я вам дядечка, — говорю им, — мне ж всего 20-й год пошёл… Хоть я был страшно уставший, оставлять машину не рискнул. Знал, что местные жители могли растащить ценные детали. Дождался участкового милиционера…»
За три тарана вражеских самолётов в начале июля 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награда заменена на орден Красного Знамени.
13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из семи самолетов Ju-88 и шести Me-109. Противники уже заметили советский истребитель, и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимания на истребителей сопровождения, Ковзан устремился к бомбардировщикам, представлявшим серьёзную угрозу для наземных сил СССР. Один из вражеских истребителей попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался «юнкерс» — бомбардировщик и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Бориса Ивановича выбросило из кабины через открытый фонарь. Его парашют был поврежден и не раскрылся полностью. С высоты 6000 метров Борис Ковзан упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.
Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.
Жизнь Ковзана после ранения
Десять месяцев лётчик-истребитель провёл в госпиталях. Потерял глаз. После выписки добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации, назначен лётчиком-инструктором по технике пилотирования полка, помощником командира полка, заместителем командира истребительного полка 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны. И до конца войны сбил ещё 6 самолётов противника, доведя личный счёт до 28. На тот момент ему было всего лишь 23 года.
Борис Ковзан — единственный советский лётчик-истребитель, совершивший в боях четыре воздушных тарана.
Выполнение тарана — не являлось официальным боевым приемом, и его выполнение объясняется только особыми обстоятельствами:
- Невозможность повторной атаки.
- Израсходование в воздушном бою всех боеприпасов.
- Израсходование боекомплекта вследствие неумения, провести атаку, неумения вести прицельный огонь и в первую очередь стрельба с неоправданно большой дистанции.
- Отказ вооружения.
- Малая эффективность оружия.
- Стремление использовать последнюю возможность поразить воздушного противника.
- Отсутствие навыков ведения огневого боя.
Но какой бы ни была причина, почти каждый лётчик имел возможность повернуть штурвал и вернуться на свой аэродром. Однако самоотверженность, стальная воля, нечеловеческое хладнокровие и желание побеждать — побуждали советских летчиков совершать таран, зачастую работая настолько ювелирно, что их летательный аппарат оставался исправным.
До конца жизни Борис Ковзан оставался верен любимому делу и полностью посвящал себя авиации.
Скончался 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.
Видео: «Борис Иванович Ковзан»
Источники фотографий: airaces.narod.ru, vsr.mil.by, war.ee
Оставьте комментарий: нам важно ваше мнение!
Вы должны зайти на сайт, для того, чтобы оставить комментарий.